Театр, кино
искусство...
 

Работа актера над собой(ч.7)

Наконец, т_о_ч_к_а требует наиболее длительной паузы, в зависимости от важности и законченности завершаемой ею конструктивной части всего большого целого (акта, сцены, монолога, мысли, фразы, слова).

* * *

– Как я уже говорил, для борьбы с ошибками в области логических пауз нужны еще практика, опыт, упражнения.
В чем же они заключаются?
Дайте мне вашу книгу, – протянул ко мне руку Аркадий Николаевич.
Я передал ему "Записки Щепкина", только что купленные у букиниста, в подворотне.
– Вот письмо Михаила Семеновича к С. В. Шуйскому. Прочтите эти строки, в которых Щепкин пишет об успехах Сергея Васильевича в Одессе.
Аркадий Николаевич передал Паше Шустову мою книгу, по которой тот стал читать:
"З_н_а_ю, ч_т_о т_р_у_д_а б_ы_л_о м_н_о_г_о, н_о ч_т_о ж_е д_о_с_т_а_е_т_с_я д_а_р_о_м и ч_т_о ж б_ы з_н_а_ч_и_л_о и_с_к_у_с_с_т_в_о, е_с_л_и б_ы о_н_о д_о_с_т_а_в_а_л_о_с_ь б_е_з т_р_у_д_а?"

– Пока довольно! – остановил его Торцов. – Давайте размещать паузы в прочитанном тексте, собирать слова в родственные им группы и составлять из них речевые такты. Как же это делается? А вот как: берите по порядку каждые два слова и смотрите, имеют ли они друг к другу прямое отношение, непосредственную связь.
Если нет, то вникайте в их суть и решайте, куда каждое из них относится, к предыдущим или к последующим словам фразы.
Вот первая пара: "З_н_а_ю, ч_т_о". Оставлять ли их вместе или разъединять? Впрочем, они уже и без нас разделены запятой, требующей небольшой остановки.
Берем два следующих за первым слова для исследования: "ч_т_о т_р_у_д_а".
Относится ли слово "ч_т_о" к предыдущему "З_н_а_ю" или к последующему "т_р_у_д_а"?
Конечно, к последующему. Потому что слова "что", "кто", "который" и проч. всегда присоединяются к тому, что идет за ними.
Следующая пара: "т_р_у_д_а б_ы_л_о".
Эти слова родственны и потому сливаются в группу "ч_т_о т_р_у_д_а б_ы_л_о".
Иду дальше: "б_ы_л_о м_н_о_г_о".
Эти слова тоже сливаются.

 

 
Hosted by uCoz